Федеральная антимонопольная служба в последнее время фонтанирует разнообразными предложениями по урегулированию нефтяной сферы в России. Инициативы разные – начиная от обязательной торговли нефтепродуктами на бирже и заканчивая формулой цен на топливо и запретами открывать АЗС в регионах, где у компании уже есть 35% рынка. Все они сейчас рассматриваются в правительстве. Цель, которой пытается добиться ФАС всеми своими инициативами, – снизить цены на бензин на 15–20%. Одновременно с этим, имея такой инструмент, как биржа, или формулу цены, ведомство будет иметь козыри на руках в судах – рыночные цены, которые завысила та или иная нефтяная компания. Сейчас в судах зависли дела на 20 млрд рублей. Фемида не в состоянии оценить, насколько правомерно ценообразование на топливо, и уж тем более усмотреть в действиях производителей и продавцов картельный сговор.
Первая инициатива – вывести нефтяные компании на Товарно-сырьевую биржу в Санкт-Петербурге. Для того чтобы торговая площадка стала индикатором цен на топливо в стране, необходимо, чтобы на ней торговалось всего 15% реализуемых в России нефтепродуктов. Но в 2009 году там было продано только 2,3% нефтепродуктов. Тем не менее заданных показателей ФАС планирует достичь уже по итогам 2010 года. Для этого, в частности, правительство уже поддержало идею ФАС обременить лицензии недропользователей обязательствами по продаже нефти и нефтепродуктов на бирже.
«По просьбе ФАС рассматриваем возможность отягощения лицензий обязательствами по продаже нефти и нефтепродуктов через систему биржевых торгов для её поддержки», – сообщил в минувший четверг вице-премьер Игорь Сечин.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев* предложил обязать российских нефтяников продавать почти все экспортные контракты на нефть, нефтепродукты, удобрения, металлы на отечественных биржах. «Нужно продавать все экспортные контракты здесь, на бирже, и налоги останутся в России, а не у посредников», – заявил Артемьев.Отягощение лицензии необходимостью открытых торгов – действительно эффективный и вполне законный стимул. Тем более что соискателей будут заранее уведомлять об имеющихся ограничениях. К тому же, по словам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, нефть и нефтепродукты с месторождения, на которое будет выдана новая лицензия, должны будут торговаться на бирже в полном объёме. Но есть оговорка: предлагаемые условия будут касаться только некоторых новых месторождений. Каких, пока неизвестно. Вопрос ещё обсуждается в правительстве.
К тому же далеко не все нефтяники хотят на биржу. Там наращивают торги «Роснефть» и «ТНК-ВР», а, скажем, ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» предпочитают не появляться на площадке. Первая предпочитает прямые контракты, вторая развивает собственную торговую сеть.
Есть и ещё одна проблема. Пока на биржу не удаётся вывести госзакупки нефтепродуктов всевозможными ведомствами. А по данным ФАС, доля госзакупок в общем объёме внутреннего рынка нефтепродуктов составляет около 20%.
И всё же представители госрегуляторов согласны с тем, что биржа сделает рынок более прозрачным, а цены на топливо справедливыми. Например, в Минэкономразвития полагают, что площадка создаст условия для расширения торговли нефтепродуктами прежде всего между самими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Ведь, как правило, компания продаёт бензин со своих НПЗ только своим АЗС, даже если заправка конкурента находится гораздо ближе собственной. Важно и то, что биржа поможет хотя бы частично снять проблему посредников. Зачастую тонна топлива на НПЗ стоит около 15 тыс. рублей, а на АЗС независимых игроков – более 20 тыс. рублей.
17 декабря президент России Владимир Путин выступил на XXI съезде «Единой России», который состоялся на площадке выставки-форума «Россия» на ВДНХ, и заручился поддержкой партии в преддверии предстоящих выборов.
Ещё одна, уже более жёсткая инициатива ФАС – распространить принципы закона «О торговле» на оборот нефтепродуктов. Ведомство предлагает законодательно запретить нефтяным компаниям, занимающим более 35% регионального розничного рынка, расширять свою сеть АЗС. Если новые поправки вступят в силу, компании не смогут открывать новые заправки в регионе, если у них там уже есть значительная доля.
По задумке ФАС это должно способствовать демонополизации большинства региональных рынков, где доминирует только одна нефтяная компания и соответственно она может устанавливать монопольно высокие цены. Своей инициативой ведомство пытается добиться присутствия на каждом рынке не менее трёх крупных игроков плюс независимые НПЗ. В 20 регионах доминируют независимые от ВИНК игроки.
Некоторые ограничения действуют уже сейчас. Компании должны согласовывать с ФАС покупку АЗС. Но правила, предлагаемые службой, могут стимулировать компании менять принадлежащие им АЗС в регионе доминирования на станции конкурентов в регионах, где доминируют другие компании. Например, ЛУКОЙЛ сможет зайти в регион доминирования «Роснефти», получив её заправку в обмен на свою уже в своём регионе. Однако сами нефтяники отмечают, что вряд ли будут использовать такой механизм: чтобы получить, например, хорошую АЗС на крупной трассе, надо отдать для этого свою прибыльную заправку, а в таком обмене смысла нет.
Ещё одно предложение ведомства – формула цены на бензин. Она должна стать переходным этапом на пути к полноценной биржевой торговле. ФАС уже внесла в правительство три варианта расчёта цены на нефтепродукты. Их суть – привязать цены на оптовом рынке нефтепродуктов к ценам на них в мировых центрах торговли за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины.
Как сообщил Анатолий Голомолзин, разработанная службой формула основывается на принципе равноэффективности поставок на внешний и внутренний рынок. Она может послужить индикатором рыночных оптовых цен на нефтепродукты, основанном на общепризнанных мировых котировках, сформировавшихся в условиях конкурентных внешних рынков нефтепродуктов.
Согласно анализу рыночной ситуации, который ФАС провела с участием нефтяных компаний в рамках рабочей группы по ценообразованию на нефтепродукты при Экспертном совете ФАС по рынку нефти и нефтепродуктов, в России оптовые цены на нефтепродукты выше, чем цены на соответствующих мировых площадках.
Первый вариант расчётов предусматривает установление цены для каждого российского НПЗ в зависимости от того, к какому центру торговли нефтепродуктами он ближе расположен: средиземноморскому, североевропейскому или сингапурскому.
Второй вариант предлагает возможность формировать отпускные цены НПЗ на уровне не выше тех, что устанавливаются на НПЗ ОАО «Киришинефтеоргсинтез» в Ленинградской области, который можно выбрать неким эталоном.
Третий вариант предусматривает определение цен на базе так называемого маркерного НПЗ, который равноудалён от всех трёх центров потребления и не входит в состав крупнейших нефтяных компаний. Таким НПЗ ФАС предлагает сделать ОАО «Ново-Уфимский НПЗ». Цены на бензин на других НПЗ могут отличаться от цен на бензин на этом заводе на 1,5–2 тыс. рублей в большую или меньшую сторону. В первых двух вариантах отклонение, по мнению ФАС, не должно превышать 1–2%.
Расчёты на основе каждого из трёх вариантов дают устойчивые результаты, уверяют в ФАС. А использование формулы, как показывают расчёты, может привести к снижению оптовых цен на нефтепродукты на 15–20%. Также с небольшой временной задержкой могут снизиться и розничные цены на топливо. На следующем этапе цена может быть привязана к ценам, формируемым на биржевых торгах.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что подобная практика возвращает рынок к регулированию цен, что уже заканчивалось плачевно.
«Многие договоры нефтяные компании заключают на год по фиксированной цене. А если рыночная цена к концу года будет на 15% выше или ниже той, что была в начале года?» – объясняет позицию нефтяников представитель «ТНК-ВР» Николай Горелов.
В этом случае компании понесут незаслуженные убытки. Министерство энергетики поддерживает эту точку зрения. Оно согласно с необходимостью формулы цены, но предлагает гораздо более широкий диапазон колебаний: плюс-минус 20%. Но это, по словам Анатолия Голомолзина, не приведёт к снижению цены, поскольку и сейчас все отклонения от неё не выходят за рамки 20%.
Тем более сомнительным видится успех проекта, если вспомнить о попытках отменить транспортный налог и «размыть» этот платёж, приплюсовав к стоимости горючего. Так что скорее всего управление ценами на топливо по-прежнему останется «ручным», в полном соответствии с рекомендациями, которые время от времени дают партия и правительство.
- *
- Игорь Артемьев внесен Минюстом в реестр иностранных агентов